Наш адресс: Санкт-Петербург Метро: "Комен-
дантский Проспект" Комендантский Проспект
д.9/2, ТРК"Променад",1 этаж, магазин №21

Ваш город: Woodbridge

Время работы Пн-Вс с 10:00 до 22:00
Без выходных

Статьи.
 

История компании O.S. engines Одного из лучших производителей модельных двигателей.

Часть №1

Японская фирма “Огава Мэньюфэкчеринг Компании”, выпускающая двигатели “О.S. Max”, является старейшей из фирм, постоянно выпускающей двигатели для моделизма. Основателем марки двигателей “O.S.Max”(O.S.-первые буквы названия фирмы “Огава Сэйсакусе”) был Ш.Огава который в 1936 году начал с попыток собрать паровые машины, а затем сконструировал свой первый действующий двигатель внутреннего сгорания с искровым зажиганием . После испытаний этого двигателя на моделях судов Ш. Огава построил следующий также с искровым зажиганием. Месячный выпуск этого двигателя, названого “Тип 1”, составлял 20-30 штук в месяц. В те годы это был один из самых малых двигателей на мировом рынке. 200 двигателей было экспортировано в США.

 Вот его некоторые характеристики:

Рабочий объем 1,66 см3(диаметр цилиндра 12,75 мм, ход поршня 13мм). Газораспределение производилось поршнем. Цилиндрический бак крепился к задней крышке картера, как у двигателей “Эйсфелд” и “Фелдибел”, выпускавшихся в Германии. Масса двигателя составляла всего 120 грамм.

 Через год, когда начинающая фирма уже состояла из трех человек, был разработан двигатель с искровым зажиганием  “Тип-2”. Его рабочий объем был равен 6,92 см3, диаметр цилиндра 21мм, ход поршня 20мм, впуск производился через коленчатый вал.

 В 1938 года был выпущен двигатель “Тип 3” также с искровым зажиганием, с еще большим рабочим объемом -7,45см3, впуск в нем производился поршнем.

 Тогда же появился и четвертый двигатель этого ряда, для своего времени необычный,-рядный, трехцилиндровый, с искровым зажиганием, названный “Марине”. Он был оборудован маховиком, необходимым при использовании в судовых моделях.

 Следующие двигатели с искровым зажиганием , “Тип 4” и “Тип 5” появились в 1939 году.

Они имели рабочий объем 4,58 и 5,40 см3.

 В 40-х годах фирма “O,S” выпускала двигатели с искровым зажиганием и впуском с помощью поршня. Их рабочий объем был равен около 10см3( Тип 6 и Тип 8, у двигателя Тип 9 появившегося в 1943 году впуск производился золотником.

 После перерыва, обусловленного второй мировой войной, в 1946 году фирма приступила к выпуску двигателя “Тип 10”, который имел рабочий объем 9,7 см3, диаметр цилиндра 23мм, ход поршня 23,5 мм, зажигания искровое, впуск через коленчатый вал диаметром 10 мм (диаметр отверстия 7 мм) , который был установлен на одном бронзовом подшипнике скольжения и одном подшипнике качения, расположенном около кривошипа.

В двигатели была использована в то время очень мало распространенная циркуляционная продувка. Бак, как и на предыдущих двигателях, был изготовлен из алюминиевого сплава и имел аэродинамически выгодную форму. Такую же конструкцию имел и двигатель “Тип 9”

 Впуск в двигателе “Тип 11” с рабочим объемом 9,31 см3 производился через коленчатый вал, он не имел бака.

 В отличие от него двигатель “Тип 12”(9,85 см3) с таким же способом впуска имел бак (как и двигатели “Тип 9” и “Тип 10”), который размещался за двигателем и крепился одним винтом к задней крышке картера.

  Фирма “O.S" выпускала также реактивные пульсирующие двигатели, созданные на базе

Американского двигателя “Дайнаджет”. В 1947 году появились двигатели “Джет 1” , затем “Джет 2”(1952 год) и “Джет 2 Ж” (1958год)

 Первым двигателем с калильным зажиганием этой фирмы был короткоходный “O.S.64” с рабочим объемом 10,4 см3. Впуск в нем осущевстлялся через дисковый золотник, продувка поперечная, коленчатый вал уложен на два потшипника качения.  

 В 1949 году на базе двигателя с калильным зажтганием “O.S.”, 29’’ (рабочий объем 4,79 см3, впуск через коленчатый вал) был разработан двигатель “Нью 29” с таким же рабочим объемом ,принесший первый успех фирме. В начале 50-ххгодов он экспортировался за границу вместе с его последующими вариантами-двигателями “Нью.099” (1,6 см3) и  “Нью .36”(5,93 см3), имевшими также калильное зажигание. Эти двигатели имели примерно такую же конструкцию (в том числе и бак), как и “Тип 9” и “Тип 10”

 Первые двигатели “О.S.”, получившие марку “Макс” , которая схоронилась до сих пор, появились в 1954 году. Это были “Макс 29”(с рабочим объемом 4,84 см3) и “Макс 35” (5,81) с калильным зажиганием, поперечной продувкой и впуском через коленчатый вал. Он вращался в бронзовых подшипниках скольжения. Картер имел съемную заднею крышку. Характерной особенностью двигателей “O.S.  Max” 50-х годов было использование стального цилиндра с охлаждающими ребрами. Цилиндр был анодирован в черный цвет для защиты от коррозии и крепился к картеру двумя длинными винтами. Чугунный пршень был с дефлектором. В головку цилиндра с охлаждающими ребрами ввинчивалась латунная втулка с резьбой для свечи. Эта головка кроме двух длинных винтов крепилась дополнительно еще четырьмя короткими. В нижнию головку шатуна, изготовленного из алюминиевого сплава, запрессовывалась бронзовая втулка.

 Двигатель “O.S. Max-1.15”(рабочий объем 2,47 см3, диаметр цилиндра 15мм, ход поршня 14мм) был разработан в 1955 году. Он уже был описан в первой части этой книги. Его масса менее 100 грамм топливо содержит 45% нитрометана. Этот двигатель предназначен для свободнолетающих моделей. Автор книги с такой моделью, на которой был установлен двигатель “O.S.Max-1.15” , завоевал третье место на первенстве ЧССР в Брно в 1960 году. В то время вне конкуренции был двигатель “МВВС 2,5 Р” чехословацкого производства.

 Двигатель  O.S. Max.15 RC” был не только первым для фирмы “O.S.” двигателем для радиоуправляемых моделей, но и одним из первых в мире. На карбюраторе было установлено два жиклера , что позволяло получить в полете две частоты вращения двигателя.

 В 1957 году в двигатели “O.S. Max.29” и “O.S. Max.35” были внесены изменения для установки на радиоуправляемые модели, после чего они стали называться “O.S. Max-2.29”

и “O.S. Max. 35RC” На них был установлен простой карбюратор с поворотным золотником, соединенным с дроссельной заслонкой на выпуске. Этот способ управления частотой вращения был использован также в двигатели “O.S. Max-1.15RC” Через два года двигатели были модернизированы и отнесены к серии 3, отличающейся новой конструкцией коленчатого. Вал был усилен , увеличено сечение перепускных каналов и впускного отверстия в карбюраторе. Коленчатый вал установлен в бронзовом подшипнике скольжения.

 Такой же модернизации был подвергнут и двигатель “O.S.Max.15” Вторая серия двигателей, разработанных на его базе , была выпущена в 1958 году третья, с измененной камерой сгорания , в 1961 году. На двигателях третьей серии устанавливался карбюратор для радиоуправляемых моделей , связанный с клапаном на глушители расширительного типа (Этот карбюратор рассмотрен ниже при описание двигателя “O.S. Max.19RC”)

 В варианте “O.S. Max 3.15RC” ход поршня был снижен до 13,7 мм, при диаметре цилиндра 15,2 мм рабочий объем составил 2,49 см3. В случае использования стандартного топлива ФАИ двигатель развивает мощность 0,22 кВт при чистоте вращения 16 000 мин-1. Масса с глушителем 153 грамма. Калильная свеча типа “O.S.”,рассчитанная на напряжение 1,5 в , была разработана фирмой специально для своих двигателей (первоначально в Японии для этого использовалось напряжение 2 в).

 Двигатель “O.S. Max D 15” выпущенные в 1960 году.

  В 1975 году на базе “O.S. Max-3.15RC” был разработан двигатель “O.S. Max.15RC” Он выпускается до сих пор, его конструкция почти не изменилась: впуск производится через коленчатый вал диаметром 9мм (диаметр отверстия 6,6 мм.) установленный в бронзовых подшипниках скольжения . Продувка поперечная , поршень с дефлектором , шатун без подшипников. Изменена только геометрия литого картера с цилиндром и стальной гильзой. Мощность повышена на 10%. Этот дешевый двигатель очень удобен для небольших радиоуправляемых моделей, а так же для кордовых моделей.

 Для спортивных моделей фирмой разработан двигатель “O.S. Pet.099”, выпущенный в 1957 году и одно время поставлявшихся в Чехословакию.

 Характеристики двигателя “O.S. Pet.099”: одноцилиндровый, двух тактный, с воздушным охлаждением , с калильным зажиганием , впуск через коленчатый вал , продувка поперечная, рабочий объем 1,62 см3, диаметр цилиндра 13,5 мм , ход поршня 11,4 мм , мощность 0,11 кВт при частоте вращения 13 500 мин-1, масса 85 г (в варианте для радиоуправляемых моделей)

 Конструктивно этот двигатель не отличается от “O.S. Max .29”,”35” и “15”       

 Вторая серия этих двигателей появилась в 1959 году: в отличие от первой серии головка цилиндра у них была выполнена с охлождающими ребрами. Миниатюрный карбюратор для радиоуправляемых моделей с поворотным золотником имел форму бочонка.

 В 1971 году конструкция картера была изменена, в последующем (1975 г) он был использован на двигателе “O.S. Max.15”. Коленчатый вал диаметром 8мм  (диаметр отверстия 5,5 мм) установлен в картере на подшипниках скольжения. Двигатель оборудован карбюратором и глушителем расширительного типа. Этот двигатель получил обозначение “O.S. Pet-3.099RC”. С обычным карбюратором он устанавливается на моделях мотопланеров.