Наш адресс: Санкт-Петербург Метро: "Комен-
дантский Проспект" Комендантский Проспект
д.9/2, ТРК"Променад",1 этаж, магазин №21

Ваш город: Woodbridge

Время работы Пн-Вс с 10:00 до 22:00
Без выходных

Статьи. Обзоры радиоуправляемых моделей.. Модели cамолетов. Модели электро-самолетов. Обзор модели Kyosho EPP Sukhoi Su-31 M24
 

Kyosho EPP Sukhoi Su-31 M24

Предисловие

Думаю, многие, увидев этот материал, подумают: «Ну вот, очередной скучный обзор очередной ARF модели». Возможно, в результате так оно и получится, хотя мне хотелось в первую очередь передать свои личные впечатления от первого в моей жизни самолета и от первых полетов на нем.

Надо сказать, что в прошлом году я начал осваивать вертолеты. Но пришли холода, летный сезон закончился, и долгими зимними вечерами оставались только тренировки в симуляторе. Из любопытства попробовал управлять виртуальными самолетами и сделал для себя вывод, что это тоже довольно увлекательно. Уже весной, выехав на местные «полетушки» и увидев полеты реальных моделей, я решил, что неплохо бы для разнообразия завести еще и самолет. Масла в огонь подлила жена, заявив, что самолет в семье совершенно необходим, поскольку мои постоянные и, по ее словам, однообразные вертолетные экзерсисы во время каждого выезда на природу ей уже порядком надоели. Дело осталось за малым - выбрать подходящую модель.

В наш век компьютерных технологий я решил подойти к проблеме выбора нетрадиционным путем, а именно через симулятор. Перепробовав в доступных симуляторах все виртуальные самолеты (и наломав горы виртуальных дров), я пришел к выводу, что мне не подходят модели-копии, поскольку они слишком красивые и их слишком жалко разбивать. Также мне не очень понравились рекомендованные для начинающих тренеры из-за их какого-то «ватного» поведения. Скоростные пилотажные модели с ДВС в считанные секунды улетали за горизонт и не имели со мной, как пилотом, никаких шансов на возвращение и посадку. Зато мне пришлись по вкусу всякого рода Шокстары, Шокфлайеры и просто Шоки, т.е. модели с электрической тягой, размахом крыльев 0.7-1 м и массой 200-400 г. Летая с относительно небольшой скоростью, они оказались способны выполнять совершенно немыслимые выкрутасы, что мне чрезвычайно понравилось. Поэтому, когда по стечению обстоятельств мне предложили взять и попробовать самолет Su-31 фирмы Kyosho, я с радостью согласился.

Модель оказалась того же класса, что мне и хотелось:

  • Размах крыльев – 820 мм.
  • Длина – 840 мм.
  • Масса – примерно 300-320 г.
  • Площадь крыла – 20.5 кв. дм.
  • Профиль крыла – оригинальный симметричный.

Немаловажным показалось также то, что модель сделана из вспененного полипропилена (ЕРР), который считается «неубиваемым» материалом. А краш-тесты, я полагал, будут поначалу неизбежны. И вот что из этого всего получилось…

Состав набора

Скромно оформленная коробка имеет небольшие размеры 85х22х11.5 см и вес не более килограмма. В состав набора входят: фюзеляж, крыло, детали оперения, коллекторный мотор М24 (280-й класс), редуктор, винт, моторама, детали шасси, усилительные карбоновые стержни и пластины, детали крепления сервомашинок, качалки и тяги, а также весь необходимый крепеж и руководство по сборке (на английском языке).

Состав набора

Состав набора Детали тщательно
упакованы и помещены в соответствующие отсеки коробки.

Устройство упаковки

Устройство упаковки

Что еще потребуется

  • Три сервомашинки размером 24х21х11 мм.
  • Два кабеля-удлинителя длиной около 40 см для сервомашинок.
  • Передатчик и приемник с числом каналов не менее четырех.
  • Регулятор оборотов коллекторного мотора с нагрузочной способностью не менее 25А.
  • Аккумуляторная батарея Ni-MHили Li-Po с напряжением 7.4-8.4 В и емкостью 700-1200 мАч.

Сборка

Для сборки потребуются:

  • нож;
  • ножницы;
  • шило;
  • клей (см. ниже);
  • скотч шириной 15 мм (см. ниже);
  • крестообразная отвертка;
  • пассатижи.

 

Первая засада оказалась в том, что рекомендованный в инструкции моментальный клей на основе этилцианокрилата (циакрин) отказался клеить ЕРР, что называется, наотрез. Пришлось объездить весь наш городок в поисках подходящего клея. Слово «полипропилен» вводило местных продавцов в ступор, поэтому надеяться на их помощь в выборе клея было наивно. В результате вынужден был скупить почти все доступные сорта клея и устроить их сравнительные испытания. Циакрин-гель не сработал. Рекомендованные на модельных форумах универсальные клеи типа «Мастер» или «Титан» оказались несколько лучше, но меня все же не удовлетворили. Наилучшие результаты по прочности и времени склеивания продемонстрировал клей «Момент-1», он-то и был объявлен победителем конкурса и допущен к полетам.

Следующим камнем преткновения стал скотч. На скотч, по замыслу конструкторов, должны навешиваться рули и элероны, он же используется для усиления деталей из ЕРР. Проблема была в том, что купленный мной обычный прозрачный скотч к ЕРР не прилипал совершенно! К процессу поисков были привлечены друзья и знакомые. Вновь пришлось объехать местные магазины и, на радость моим новым друзьям-продавцам, скупить все доступные виды липких лент. Большинство из них не проявило сколько-нибудь заметной тяги к ЕРР, за исключением, пожалуй, некой ленты на полипропиленовой основе под названием «Carpet Tape». Поскольку она оказалась двусторонней, мне пришлось сначала оклеить ей кромки поверхностей, а уже поверх нее – налепить обычный скотч. Эта конструкция хоть как-то держалась. Забегая вперед, скажу, что по моим наблюдениям, все липкие ленты имели тенденцию постепенно отклеиваться от ЕРР, если присутствовало некоторое механическое усилие на отрыв. Это относилось и к специальному скотчу, купленному мной потом в модельном магазине, и к застежке-липучке из комплекта набора. В результате я стал промазывать поверхность деталей клеем - и это помогло.

Вообще, у меня вызвало недоумение, почему нельзя было включить в состав набора (в общем-то, не такого уж и деш евого) подходящий клей и соответствующий скотч. К счастью, дальше сборка пошла практически без проблем. Разве что пришлось вырезать в фюзеляже новые отверстия для тяг элеронов, поскольку штатные отверстия были явно не на месте.

Отверстия для тяг не на месте

Отверстия для тяг не на месте

Наконец, меня умилил пункт инструкции, где предлагалось установить на самолет шасси для того, чтобы (дословно) «насладиться возможностью взлета и посадки» с земли. Однако предложенная конструкция шасси вряд ли позволила бы чем-то «насладиться», поскольку длинные проволочные стойки смешно выгибались во все стороны, стоило лишь осторожно опустить самолет (без батареи!) на пол.

Недостаточная жесткость стоек шасси
Недостаточная жесткость стоек шасси

Небольшие трудности возникли при центровке. С литий-полимерной батареей из двух банок емкостью 900 мАч, даже сдвинутой максимально вперед, центровка получалась слишком задняя. Пришлось утяжелять нос кусочками свинца. Расходы и двойные расходы рулевых поверхностей были выставлены точно по инструкции. Наконец, я проверил работу регулятора и мотора. На полном газу потребляемый ток составил около 9 А. Из-за отсутствия соответствующего оборудования я не смог измерить статическую тягу, но она явно превышала вес самолета. Кажется, все было готово к полетам. В ожидании погоды самолет нашел временное пристанище на стене.

 Подходящий вечер образовался через неделю. После работы выезжаем на любимое поле. Дует небольшой ветер, поэтому прячемся за подветренной опушкой леса. Предусмотрительно делаем снимок на память пока еще целого аппарата.
Перед первым полетом
Перед первым полетом

Включаю аппаратуру, проверяю дальность связи. Все нормально функционирует на достаточном расстоянии. Странное чувство перед первым запуском – азарт, любопытство, и в то же время некоторое беспокойство. Беру модель в руку, добавляю газ и несильно толкаю самолет вперед и вверх. Сразу же добавляю газ и подхватываю управление правой рукой.

Первый раз в небе
Первый раз в небе

Полетели! Довольно легко удалось справиться с управлением и выровняться. С непривычки слишком интенсивно работаю рулями и газом, но в целом все очень неплохо. По сравнению с симулятором самолет ведет себя более своенравно и им приходится постоянно подруливать. Делаю несколько виражей и разворотов, кажется, все идет неплохо. Управляемость есть, тяги хватает. Хотя никаких выкрутасов в первом полете не планировалось, чувство эйфории и какой-то безнаказанности берет верх над здравым смыслом. Раз так, пробую заложить горизонтальную бочку. Получается слишком вяло и на выходе модель теряет высоту, еле-еле успеваю «подхватить» ее у самой земли. Поднимаюсь повыше и включаю двойные расходы. Теперь бочка выходит довольно шустрая, хотя из-за моих кривых рук и немного кривоватая. Петля – тоже несколько кривая, но получается! Добавляю газ, беру ручку на себя и пробую зависнуть на винте – ненадолго, но это удается, восторг!

Висит на винте
Висит на винте

Но пора уже подумать о посадке. В этом месте надо признаться, что вопрос данной финальной фазы полета мной был проработан, мягко говоря, не до конца. Хотя я и укрепил шасси в достаточной степени, неровности поля и трава не оставляли шансов сесть на колесики. В то же время, весенняя травка еще не достигла той кондиции, когда можно было бы мягко плюхнуться в нее на брюшко. Так что четкого плана посадки у меня не было, тем более что я не был уверен, что вообще смогу взлететь и что дело дойдет до штатного приземления. Но природу в лице закона всемирного тяготения и электрохимических процессов, как известно, не обманешь, и нужно было что-то предпринимать. В симуляторе я пробовал сажать мои любимые Шоки с практически нулевой скоростью, когда на предельно малой высоте скорость гасится большим углом атаки и модель сначала касается земли хвостом, а потом падает на колеса. Я решил попробовать изобразить нечто подобное в жизни. Результат – на фото.

Заход на посадку
Заход на посадку
Пытаемся затормозить
Пытаемся затормозить

Фокус не удался
Фокус не удался

Как показал таймер, первый полет занял всего 6 минут, а сколько захватывающих событий, переживаний и радости! Семейным голосованием первый полет был записан самолету в плюс. Сломанный винт я записал себе в минус, и мы поехали домой.

Резюме

На момент написания этих строк было проведено 6 или 7 полетов. Что-то у нас с самолетом получалось лучше, что-то – хуже. К стыду своему должен признаться, что баланс успешных взлетов и успешных посадок оказался явно не в пользу посадок. Поэтому привожу свои данные краш-тестов: разбить самолет не представляется возможным, получается только сломать винт (клеится дихлорэтаном). На снимке (снятом издалека, в динамике и потому невысокого качества) видно, что происходит во время удара о землю.

Удар о землю
Удар о землю

Имеет место лишь упругая деформация деталей без каких-либо последствий, что является явным достоинством ЕРР, как материала. С другой стороны, у меня сложилось впечатление, что выполнять четкий пилотаж данная модель не в состоянии именно из-за своей «поролоновой» конструкции, но мне этого и не требовалось. Главное, на мой взгляд, достоинство модели – на ней ВЕСЕЛО (более подходящего слова не подберу) летать. Можно от души «поколбаситься» в воздухе и каждый полет приносит радость и поднимает настроение.