Наш адресс: Санкт-Петербург Метро: "Комен-
дантский Проспект" Комендантский Проспект
д.9/2, ТРК"Променад",1 этаж, магазин №21

Ваш Город: Указать город

Время работы Пн-Вс с 10:00 до 22:00
Без выходных

Корзина: 0 шт - 0.00 руб. Необходимо добавить
что-нибудь

1/72 Сборная модель самолета истребитель F-5E"Агрессор"

Описание

 

Многоцелевой истребитель F-5E «Тайгер» II, США, 1972 год.

 

Первый серийный F-5E «Тайгер» II поднялся в небо 11 августа 1972 года, победив в конкурсе, проводимом Министерством обороны США на лучший проект экспортного истребителя.

 Начиная с 1973 г. в ВВС США самолет стали использовать в специальных эскадрильях «Агрессор», имитируя на учениях главного противника американской авиации того времени - советские самолеты МиГ-21, имеющие близкие лётно-технические характеристики. В 1974 г. начались поставки истребителей «Тайгер» II на экспорт. Всего до 1987 г. было выпущено 1166 F-5E, ставшего одним из наиболее распространённых боевых самолётов в мире и поставлявшихся ВВС и ВМС США, а также ещё в 21 страну.

F-5 участвовали во многих так называемых «локальных конфликтах», которые в действительности для этих стран были ожесточёнными войнами.

Во время войны во Вьетнаме американцы для борьбы с Вьетконгом кроме своей  авиации создали четвёртую в мире по численности авиацию марионеточной  южновьетнамской армии, получившей в том числе 120 F-5A/B и не менее 118 F-5Е. На завершающем этапе войны повсеместная паника и массовое дезертирство южновьетнамцев дошло и до ВВС. В апреле 1975 года южновьетнамский пилот Нгуен Тхань Транг на своем F-5E нанёс бомбовый удар по президентскому дворцу в Сайгоне, после чего перелетел на один из аэродромов, захваченных Вьетконгом. Это стало прологом победы Северного Вьетнама и панического бегства американцев из Сайгона. В мае война закончилась. От созданных американцами ВВС Южного Вьетнама не осталось почти ничего. За несколько дней до падения Сайгона только 26 F-5 перелетели из Дананга на таиландский аэродром Утапао. В качестве трофеев Северному Вьетнаму досталось 87 F-5A/B и 27 F-5E из общего числа 1100 захваченных самолётов.

Несколько трофейных самолётов вьетнамцы передали СССР, Чехословакии и Польше, где они прошли всестороннюю оценку и испытания. В Советском Союзе была проведена серия учебных боёв F-5E с истребителями МиГ-21бис и МиГ-23М, все бои закончились победой американского самолёта.    

Лётчики по достоинству оценили комфортность кабины, хороший обзор, рациональное размещение приборов и органов управления, легкий взлёт и отличную маневренность на высоких дозвуковых скоростях. Трофейный F-5E летал во Владимировке около года. После испытаний в НИИ ВВС и в ЦАГИ многие из его узлов и агрегатов попали в конструкторские бюро авиапромышленности, где интересные технические решения фирмы "Нортроп" использовали при разработке отечественных машин.

Некоторое количество F-5E было передано Вьетнамом Эфиопии, где совместно с эфиопскими F-5A использовалась в ходе гражданской войны. После окончания войны кубинцы организовали серию учебных боёв на своих МиГ-21 против эфиопских F-5. Как и во время испытаний в СССР, успех оказался на стороне F-5.

В реальных же воздушных схватках, а не в учебных боях (в которых F-5E пилотировали, безусловно, самые опытные лётчики) эти американские самолеты не получили превосходства над самолетами советского производства.

За свою длительную «карьеру» самолет принимал участие во многих конфликтах в Азии и Африке. Вот некоторые из эпизодов его боевого применения:

- В июле 1977 года сомалийская армия вторглась в провинцию Огаден. На истребителях F-5 Эфиопии летали добровольцы из Израиля, одержавшие 7 воздушных побед (в том числе 5 МиГ-21 и 1 МиГ-17). В воздушных боях с сомалийскими «МиГами» и от огня ПВО было потеряно не менее шести F-5.

- 166 истребителей F-5E приняли активное участие в ирано-иракской войне 1980-1988 годов. Благодаря своей простоте и высокой надежности они участвовали в боевых действиях на протяжении всей войны, в то время как другие иранские самолеты американского производства простаивали из-за отсутствия запчастей. Иранские F-5 одержали  19 воздушных побед (6 Ми-8, 5 МиГ-21, 1 МиГ-23, 3 Су-20, 1 Су-22, 1 Су-7, 1 МиГ-25 и 1 Sa.342). Примечательно, что в результате совместных действий «Тайгеров» и «Томкэтов» им удалось сбить даже один иракский МиГ-25П - единственный самолет этого типа, потерянный в ходе войны, опрометчиво втянувшийся в маневренный воздушный бой.  Потери в воздушных боях составили не менее 28 самолётов (в том числе 16 сбили МиГ-21, 6 МиГ-23, 3 Mirage F.1, 1 МиГ-25 и 1 Hunter). Также как минимум 15 F-5 было сбито неопределённым оружием, 6 потеряно по неизвестным причинам.

Получили F-5 боевое применение и на других театрах военных действий:  

- После победы Северного Вьтнама около 20 трофейных самолетов F-5E поступивших на вооружение вьетнамских ВВС  участвовали в боях в Камбодже.

- Во время третьей индо-пакистанской войны индийские лётчики отмечали случаи использования F-5 со стороны Пакистана. Считают, что это были саудовские истребители, с саудовскими  лётчиками.

- ВВС Марокко применяли F-5 в ходе многолетней войны с Полисарио в Сахаре. Несколько «Тигров» было сбито ПЗРК «Стрела» и зенитной артиллерией в 1976-м. В октябре 1979-го ещё один, в 1985-м и 1987-м годах мобильными ЗРК «Квадрат» было сбито еще по одному "Тигру".

- В Таиланде 11 июня 1976 года повстанцы у населённого пункта Хао Хо сбили огнём пулемёта ДШК F-5 Королевских Тайских ВВС. В 1987-1988 годах над территорией Лаоса и на Таиландско-Кампучийской границе три F-5 Королевских Тайских ВВС было поражено ракетами ПЗРК Стрела-2М.

- В 1978 году против «красных кхмеров» трофейные F-5 использовала армия Вьетнама. За бои в Камбодже два пилота F-5 удостоились звания Герой Народной Армии.

- Во время операции «Буря в пустыне» F-5 Саудовской Аравии использовались для ударов по войскам Саддама Хусейна. Один был сбит силами ПВО Ирака.

Одним из последних случаев реального боевого применения самолета зафиксирован в Кении. Кенийские F-5 использовались во время операции «Линда Нчи» в 2011 году. Они бомбили силы исламистов Аль-Шабаб на территории Сомали.

В истории F-5E получилось так, что пока американские пилоты после горьких уроков от встреч с советскими и китайскими истребителями во время Корейской войны, благодаря эскадрилиям «Агрессор» изучали тактику ведения воздушного боя с «советскими МиГами», наши конструкторы, используя и совершенствуя технические решения американских, решали новые задачи.

Отзывы